Культурная жизнь Томска достаточно насыщена – в городе есть огромный выбор заведений, такие как: филармония, планетарий, несколько десятков библиотек, театров и музеев.
Исчерпывающая для томичей и гостей города информация обо всех этих заведениях представлена в данном тематическом разделе.
Здесь Вы можете, например, не только ознакомиться с режимом работы библиотек Томска, но и подыскать ближайшую к Вашему дому. Вы можете выбрать театр из десятка действующих в нашем маленьком города. Список музеев еще более впечатляющий -более 20 заведений.
В каталоге театров Томска можно ознакомиться с текущим репертуаром заведений и выбрать спектакль по душе, а также получить краткие сведения об истории городских театров и оценить интерьер залов.
Вообще, театры Томска и близлежащего Северска, среди которых выделяется, конечно же, областной театр драмы, имеют богатую историю и многолетние традиции, зародившиеся еще в конце 19-го века. К сожалению, существовавший тогда в «городе студентов» Королевский театр вошел в печальную графу, которую можно назвать погибшие театры. Как свидетельствуют историки, 20 октября (5 ноября) 1905 года он, прямо во время спектакля, был подожжен боровшимися с революционерами черносотенцами, и в пламени погибло пять с лишним десятков человек.
Внес свой вклад Томск и в театральное искусство страны. Именно здесь родились, выросли и заложили основы высокого актерского мастерства известная камерная певица Мария Куренко (Куренкова), блиставшая на оперных сценах Москвы, Парижа и Нью-Йорка), народные артисты СССР балетмейстер Галия Измайлова, оперная дива Лидия Мясникова, Михаил Кириллов, популярный актер кино и театра Вольдемар Пансо, главный режиссер Ленинградского ТЮЗа конца 1980-х годов народный артист РСФСР Зиновий Корогодский.
Именно с театрами Томска связана творческая жизнь актера и скульптора Леонтия Усова, в этом городе началась блистательная сценическая карьера Варвары и Николая Массалитиновых, в Томском государственном университете учились актриса современного российского кино и театра Алена Бабенко, чье мастерство вполне могло бы стать ассоциацией к рекламному ролику «Томск, Театр драмы».
Как уже сказано выше, главной сценической площадкой города и области является Театр Драмы. Или — созданный в 1945 году Томский областной Театр Драмы имени Валерия Чкалова. Помимо него, еще одним местом для постановки достаточно серьезных произведений является Камерный драматический театр, периодически радующий своих романтически настроенных зрителей такими жизнерадостными спектаклями, как «А я, дурак, хотел на ней жениться», «Незамужняя женщина» и «Страстное танго на лоне природы».
На базе музеев Томска действуют не только постоянные экспозиции, там также регулярно организуются различные выставки и интересные мероприятия других, менее традиционных форматов. Информацию обо всех этих событиях, включая стоимость посещения, можно узнать на индивидуальной странице каждого музея.
Если в культурном заведении действуют какие-нибудь секции и клубы, то на нашем портале можно посмотреть в каком режиме и в каких направлениях они работают.
В настоящее время классифицировать заведения достаточно сложно. Но мы сделали вот такую подборку. Общая классификация учреждений культуры Томска и Томской области.
Общепринятая в социально-культурной деятельности классификация учреждений основана на объединении учреждений в результате выделения общих признаков – структуры, социокультурных функций, содержания деятельности, например, клубные учреждения, театры, парки, библиотеки и т.д.
Как мы знаем, любая классификация, достаточно, условна и имеет свои логические основания.И среди них мы можем выделить следующие:
по форма собственности;
по виду деятельности, по виду продукта;
по основным направлениям деятельности;
способ хозяйственной деятельности.
Наличие многообразия культурных потребностей общества, социальных групп, отдельных индивидов определяет появление достаточно разнообразных видов организаций социально-культурной сферы, способных эти потребности удовлетворять.
Так, в ряде классификаций (цит. по Безугловой) выделяют до 18 видов учреждений, осуществляющих производство и реализацию продуктов, а также три вида предприятий, участвующих в создании материально-технической базы::
культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, парки, зоопарки, досуговые центры);
выставочные залы;
театрально-зрелищные организации (театры, концертные организации, цирки);
учебные заведения внешкольного эстетического образования (детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, хореографические школы);
высшие и средние специальные учебные заведения(консерватории, институты, кинематографии, хореографические училища);
киносеть (кинотеатры, киноустановки, видеотеки);
базы и конторы проката;
киностудии;
издательства;
редакции газет и журналов;
предприятия полиграфической промышленности;
учреждения книжной торговли;
телеграфные и информационные агентства;
редакции радио и телевидения;
радиодома;
телестудии и телевизионные технические центры;
студии звукозаписи;
предприятия по производству компакт-кассет и компакт-дисков.
Кроме того:
специализированные реставрационные предприятия и мастерские;
предприятия по производству киноаппаратуры, музыкальных инструментов, свето- и звукотехники, аттракционов, специализированного технологического оборудования для оснащения учреждений досуга, средств массовой информации;
предприятия народных художественных промыслов.
В связи с новыми явлениями в культурной сфере и досуга данный перечень можно дополнить, включив в него:
организации туризма и экскурсионного обслуживания;
новые организации шоу-бизнеса,
организации игрового и игорного бизнеса;
модельные агентства.
Из Википедии:
Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Взгляды на современную культуру
Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления духа данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает или бескультурье, или “рафинированную культуру”.
Современная культура воплощается в огромном множестве создаваемых материальных и духовных явлений. Это и новые средства труда, и новые продукты питания, и новые элементы материальной инфраструктуры быта, производства, и новые научные идеи, идеологические концепции, религиозные верования, нравственные идеалы и регуляторы, произведения всех видов искусств и т.д.
Культура. Существуют различные взгляды на соотношение культур различных эпох и народов. По меткому выражению М. Бахтина “культура всегда лежит на границах” с другими культурами и эпохами. Современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все мы подчиняемся законам культурной коммуникации. Немецкий социолог Освальд Шпенглер рассматривал современную культуру не как единую общечеловеческую, а расколотую на восемь. Эти культуры — египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя, русско-сибирская. Каждая культура подчинена жесткому процессу эволюции, фазы которой — рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат. На этой основе в каждой выделялось два главных этапа: этап восхождения культуры (собственно культура), и этап ее нисхождения (цивилизация). Культура. Первый этап — это органическое развитие общества во всех сферах, второй — “механический” тип эволюции. На втором этапе “окостеневают” творческие начала, происходит ее “омассовление”, проникающее во все сферы общественной жизни. Символы “омассовления” — огромные города, глобализация форм деятельности, господство принципа пространства. Отсюда — мировые войны, стремление к мировому господству государства-победителя.